О социальном протокоде в связи с теорией относительности

2015-16 годы
Игорь Щеблёв

О социальном протокоде в связи с теорией относительности

Непрочитанное сообщение Игорь Щеблёв » 28 июн 2015, 18:58

В результате обсуждения теории относительности стало понятно, что ее принципы можно применять не только в физике, но и переносить их на философию (сообщение «релятивистская метафизика»), а затем и на другие теории: психологию, биологию, социологию…
Например, когда мы говорим о социальном протокоде, то должны учитывать не только статическое состояние социальных систем, но и их развитие во времени. Про время при изучении социальных систем предполагают, что оно идет одинаково для всех объектов социальной системы. Однако на практике это не так: разные социальные объекты развиваются с разными скоростями, время у них идет по-разному. Особенно явно это должно проявляться для самообращенных объектов, которые можно описывать с помощью модели коммуникативного резонанса.
Но также и по теории относительности: время течет по-разному для разных физических объектов. Из этой теории известно, например, что время замедляется при движении объекта со скоростью близкой к скорости света.
Когда говорят, что время замедляется, то надо уточнять относительно чего оно замедляется. Необходимо сравнение с другим временем. Значит, должно быть другое время. Или то же самое время, но в другом аспекте. Например, в другом месте. Тогда мы можем сравнивать время с самим собой. В теории относительности это показывается на примере парадокса близнецов. Один близнец остался на Земле, другой отправился в космическое путешествие разогнавшись до скорости близкой к скорости света. А потом вернулся на Землю и встретился со своим братом. У него прошло, допустим, 5 лет, а брат на Земле успел состариться. Мы можем сравнивать время на Земле и в космическом корабле, при этом считая его одним и тем же, но по-разному идущим в разных местах.
А если много различных мест, то ситуация оказывается для обычного взгляда парадоксальной. Например, нельзя однозначно использовать понятие одновременности. Это напоминает ситуацию с полнотами: каждая полнота включает в себя всякую другую полноту, но при этом есть и их иерархия (различная для разных точек зрения).
Как во всем этом разобраться? Надо достичь полноты и рассматривать со своей точки зрения, тогда иерархия будет конкретной. Но тогда получается, что сколько точек зрения, столько и истин, причем абсолютных. У каждого свой «туннель реальности», свой независимый поток. В жизни, однако, это не так – социум невозможен без объединения этих потоков
В Лаборатории Интегралики сейчас прорабатывается книга Шевченко В.А. «Универсальный природный цикл. Общая информационно-энтропийная концепция развивающихся систем».
Приведу цитаты из этой книги с краткими замечаниями:
1. «"Основное, что отличает замкнутую систему, находящуюся в состоянии внутреннего равновесия, от системы, открытой для потоков вещества и энергии, - это поведение во времени" [71]. Подобно водяному потоку, любая открытая система в каждый следующий момент является, по выражению Ф. Энгельса, сама собой и одновременно другой. Это составляет внутреннее условие ее существования"».
- Двойственность устойчивых соц. объектов: они внешне неизменны, а внутренне изменяются. Так же и кольцо коммуникативного резонанса.
2. «Относительно условий возникновения и существования систем можно сказать следующее. Система возникает при любом взаимодействии отличных друг от друга потоков Вещества-Энергии-Информации. Взаимодействующие потоки должны различаться минимум по одному параметру. Например, в реке взаимодействие двух течений, отличающихся скоростью потока или направлением, рождает систему водного вихря. Аналогично, взаимодействие воздушных потоков рождает воздушный вихрь. В физиологии существует взгляд на организм как на метаболический вихрь - результат взаимодействия наследственной информации с вещественно-энергетическо-информационным потоком внешней среды».
- Взаимодействие устойчивых соц. объектов, развитие которых идет, в принципе, линейно, приводит к возникновению вихрей. Это можно представить как образование колец коммуникативного резонанса, то есть образование новых эмерджентных устойчивых соц. структур, объединяющих исходные структуры.
3. «Возникшая в результате взаимодействия потоков система есть качественно новая структура, свойства которой не сводятся к сумме свойств образующих ее компонентов»
- То есть образуются эмердженты.
4. «"Одни и те же закономерности, - считает Г. Ф. Мучник, - могут проявляться в самых разных природных явлениях и технических процессах при турбулентности в потоках, неустойчивости электронных и электрических сетей, при взаимодействии видов в живой природе, при химических реакциях и даже, по-видимому, в человеческом обществе"».
- То есть выводы полученные для абстрактной развивающейся полноты, можно применять для самых разных систем: для микроскопических физических объектов, для сознания, для социума.
Различие потоков, необходимое для образования новых устойчивых структур, связано с различным ходом времени в этих потоках.
В результате чего получается такое различие хода времени? Как его объяснить? Как меняется ход времени при приближении к полноте? Об этом я напишу в следующем посте.

Ответить