ИНТЕГРАЛИКА: НЕКОТОРЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
О перевороте, осуществляемом в Интегралике
Интегральное выведение: от метафизики к физике и психологии
метафизика
физика
КР-психология
социальный протокод
Полнота как состояние сознания мыслителя
Из ответов на сообщение В.И. Моисеева на форуме ИС
ВВЕДЕНИЕ
В настоящем сообщении я привожу некоторые результаты, достигнутые в Интегралике к началу 2016 г.
В основном это результаты по интегральному выведению, при котором мы можем получить обобщенные, краевые законы для абстрактных полных сущностей, а затем «спускаться» от них к фундаментальным законам для конкретных дисциплин – к законам метафизики, физики и психологии.
В конечном счете, будет выведено «из ничего» полное знание, получены все фундаментальные принципы и законы о мире и человеке в этом мире. Эти принципы и законы образуют открыто-замкнутую систему, парадоксальным образом открытую вовне-себя-к-себе-самой.
Знание это является статично-динамичным:
• в своей статике оно инвариантно и окончательно, «большее» фундаментальное знание невозможно принципиально;
• его динамичность осуществляется как временной характер фундаментальных принципов и законов (полнота необходимо обладает собственным временем).
Знание это является полно-частичным: в нем осуществляется органичный синтез краевого знания о полных сущностях с частичным знанием специальных наук. При этом полнота единения краевого и «срединного», частичного знания достигается при их коммуникативном резонансе.
В будущем, вместе с полнотой самоосуществления полноты в сознании человека, на смену «человеку разумному» придет «человек сверхразумный» – рационализировавший творчество, лишивший творчество эдакого философического придыхания. Творческое состояние будет осуществляться в сознании так, как сейчас осуществляется обычная логическая мысль.
Человек достигнет полноты свободы, присущей полноте.
О ПЕРЕВОРОТЕ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОМ В ИНТЕГРАЛИКЕ
Тотальность и глубина переворота, осуществляемого вместе с осуществлением Интегралики, отражается, в частности, в следующих тезисах.
1. В Интегралике не просто что-то добавляется к науке и/или философии, а меняются фундаментальные основания науки и философии, совершается трансформация культуры во всем ее объеме.
Обычно прорыв осуществляется в какой-то отдельной точке, в какой-то конкретной области знания, затем достигнутые результаты могут частично распространяться на другие (обычно смежные) области знания. В Интегралике же происходит вариация/трансформация всех фундаментальных положений естественных и гуманитарных дисциплин.
2. Путь науки можно представить как последовательное освобождение от предрассудков, укорененных в ее основаниях. Вот некоторые важные шаги в этом направлении:
• Традиционная наука представляла мир как бесконечный абсолютный пространственно-временной «ящик», в котором движутся различные природные объекты, живут люди, происходят различные процессы… Эйнштейн снял предрассудок, «искривив» пространство-время, показал относительность движения…
• Следующим принципиальным прорывом было снятие предрассудка определенности, осуществленное в квантовой механике (соотношение неопределенностей Гейзенберга)…
• Затем (тоже в квантовой механике) было снято четкое разделение на субъект и объект – сознание исследователя стало неотъемлемой «частью» квантовых физических экспериментов.
Все эти шаги не затрагивали, однако, самого способа мышления человека, способа теоретической репрезентации наблюдаемых в природе процессов – всякое научное утверждение предполагалось адекватным, если оно было логически непротиворечивым.
В Интегралике происходит расширение рамок научной рациональности – вместе с логикой становится легитимной и логическая противоречивость.
Иными словами, возможно Всё (и логически непротиворечивое, и логически противоречивое), но непротиворечивой логике следуют процессы в макроскопическом мире, а логической противоречивости – в квантовом микромире.
По сути, подвергается серьезнейшей ревизии путь познания мира, осуществляемый в рамках Аристотелевой логики.
3. Вместо бесконечного стремления к представляющейся недостижимой полноте теоретической картины мира, в Интегралике утверждается возможность построения полной, адекватной, окончательной и однозначной картины мира.
Вместо открытия фундаментальных законов природы появляется возможность их однозначного выведения «из ничего» – просто из факта наличия для нас мира и нас в этом мире.
Брать эти тезисы неофиту лучше поверхностно, даже формально – через рациональное взятие полноты в ее разных аспектах, через последовательное достижение резонансов понимания. При этом постепенно обретается новая творческая сила, не только направленная «наружу», к познаваемому внешнему миру, но и резонансно преобразующая само сознание человека, многократно усиливающая его способности.
ИНТЕГРАЛЬНОЕ ВЫВЕДЕНИЕ: ОТ МЕТАФИЗИКИ К ФИЗИКЕ И ПСИХОЛОГИИ
Попытки построения всеобъемлющей универсальной системы, собирающей в себе все основные положения и результаты известных философских и научных систем, во всех известных нам случаях основывались на обобщении в универсальной системе ранее достигнутых положений и результатов – с тем, чтобы потом можно было бы получить новые результаты, не получаемые в исходных, интегрируемых системах.
Возможна, однако, постановка и иной, кардинальной задачи – выведения универсальной системы, осуществляемого не из имеющихся положений и результатов известных систем, а, условно говоря, из ничего – не из каких-то конкретных эмпирических и/или эвристических положений, а из того факта, что мы сами осуществляем это выведение.
Задача такого выведения является одной из основных в Интегралике – новой интегральной системе, главное отличие которой от других интегральных направлений состоит в том, что интегрирование ведется не только по общему в интегрируемых феноменах, но и по противоположному в них. При этом именно парадоксальное единение противоположностей, логически не сводимых друг к другу, ведет к получению принципиально новых результатов.
Более того, именно при единении логически не сводимых одна к другой сущностей достигается полнота такого единения и, вместе с этим, возможность выведения полной картины мира. Такая полнота включает в себя абсолютно всё, в т.ч. всякую другую полноту и саму себя [Тарасюк. Т.В. Об Интегральном подходе, осуществляемом в Лаборатории Интегралики // Интегральная философия. 2012, №1. С. 66-71].
В Интегралике показывается, что полная картина мира имеет три начала-полюса, связанных между собой в треугольник: человека (условно говоря, психология), природного мира (физика) и Абсолюта (метафизика) [Тарасюк Т.В., Шашков И.И. Всё из ничего. Основы интегрального выведения мира. – Киев: Изд-во Лаборатории Интегралики, 2010, с. 144].
Связь этих трех полюсов означает, что в своей полноте психология, физика и метафизика не только коррелируют между собой, но и однозначно определяют друг друга.
Благодаря этому мы можем получить обобщенные, краевые законы для абстрактных полных сущностей, а затем «спускаться» от них к фундаментальным законам для конкретных дисциплин – к законам метафизики, физики и психологии.
Задача перехода от полноты к частичности (от бесконечности к конечности) подобна задаче перехода от квантовой механики к классической, от микромира к макроскопическому миру.
Решение такой задачи перехода будет означать:
В метафизике – выведение развитых философских систем, способных осуществляться в модусе полноты и, соответственно, составляющих устойчивую философскую реальность.
В физике – выведение конкретных принципов и законов физического мира из общих законов метафизики.
В психологии – построение неэмпирической и неэвристической модели психики, обоснованной из более широких соображений, чем собственно психологические.
В рамках программы интегрального выведения в настоящее время получен ряд конкретных результатов, среди которых можно отметить следующие.
Метафизика
1. Опубликована статья В.И.Моисеева, И.И.Шашкова «Концепт полноты как версия «философской бесконечности» («ФН», №10, 2014)
Аннотация: Показывается, что переход к бесконечности ведет к завершению множества натуральных чисел; при этом бесконечность играет роль фактора полноты. Подобным образом вводится некоторый элемент («полнота»), играющий аналогичную же роль восполнения и завершения разного рода философских концептов. На этой основе возникает вариант философского исчисления, который можно назвать исчислением полярных форм. Полнота при этом представляет собой законченную форму, для которой выполняется уравнение на собственное значение С(Т) = Т.
2. Опубликована статья В.И.Моисеева, И.И.Шашкова «Концепт полноты: от математики к философии» (журнал «КРЕДО нью», №4 (80), 2014)
Аннотация: В статье делается попытка ввести концепт «полноты» в философию как аналог бесконечности в математике. Предлагается процедура введения такого концепта, исследуются его виды и определения. Вводится представление о логическом пространстве и его предельном варианте как выражающем концепт полноты. В качестве одной из фундаментальных характеристик полноты предлагается рассматривать циклический параметр завершённости и законченности («угол бытия»).
3. Осуществлено Интегральное доказательство бытия Бога (см. статью в журнале ИС, №3).
4. Опубликованы на форумах ИС и ФШ сообщения на тему смены фундаментальной парадигмы науки и философии, осуществляющейся в настоящее историческое время.
5. В общих чертах объяснены (см., в частности, на форумах ИС и ФШ):
1) механизм теории вероятности;
2) механизм творческого воображения;
3) адекватность логико-математической репрезентации гуманитарных дисциплин, осуществляющейся в философии неовсеединства.
6. Показано, что при полноте интегрирования, отвечающей единению интегрирования 1-го рода (по общему в интегрируемых феноменах) и интегрирования 2-го рода (по противоположному в феноменах), критерий научности Поппера снимается. Вместе с этим достигается полнота единения науки и философии (и, соответственно, строгой научности и духовности) в полноте их осуществления.
7. Показано, что при полноте интегрирования снимается вывод Канта о невозможности построения науки о мире как целостности (космологии), науки о душе как целостности (психологии) и науки о Боге (теологии). Иными словами, снимается кантовское разделение строгой науки, опирающейся на опыт, и высокой философии («чистого разума»).
Вместо «критики чистого разума» утверждается истина чистого разума.
Физика
1. Из общефилософских соображений получено (выведено) фундаментальное соотношение квантовой механики – соотношение неопределенностей В.Гейзенберга (см., например, статью на эту тему в книге «Интегралика. Пути построения полной картины мира»).
2. Из общефилософских соображений показано, что размерность физического пространства в первом приближении равна трем. Уточнение этого результата возможно через учет наличия, помимо кольца КР, более сложных цепей обоснования.
Обоснована инверсность пространства («вывернутость наизнанку» – В.И.Моисеев) при переходе от внешнего к внутреннему миру (см. в книге «Всё из ничего»).
3. Объяснен феномен «запутанных состояний» в квантовой механике; вместе с этим объяснен парадокс ЭПР (краткое объяснение есть на форуме ИС).
4. Проведено обоснование принципа максимальности скорости света и ее одинаковости в разных инерциальных системах отсчета (кратко об этом см. в статье О.Набильской в журнале ИС, №2).
На очереди создание полной, замкнутой системы фундаментальных принципов и законов для целостной системы краевых физических наук (квантовая механика, теория относительности, синергетика).
Отметим, что получение такой системы в рамках одной лишь физики невозможно – полная система фундаментальных принципов и законов может быть получена только для резонансной системы «метафизика – физика – КР-психология».
Важно также учитывать, что конкретные законы в той или иной области знания не просто выводятся из краевых, фундаментальных принципов и законов, а получаются в результате резонансного взаимодействия этих принципов и законов с частичными знаниями, характеризующими «точку входа» конкретного мыслителя.
КР-психология
1. В общих чертах разработана в некоторых своих аспектах Интегральная модель психики (ИМП), обоснованная из соображений более общих, чем собственно психологические. Некоторые результаты опубликованы в статьях О.Н.Набильской (журнал ИС, №1,2,4), в книгах «Всё из ничего» и «Интегралика».
В частности:
• Установлены критерии адекватности интегральной модели психики/сознания (см., например, в статье Шашкова И.И. в журнале ИС, №1).
• Проведены исследования оболочечной и пузырьковой (на основе представления об устойчивых структурах психики – УСП) моделей психики (см., например, в статье О.Н.Набильской в журнале ИС №2).
• Проведено согласование оболочечной модели с идеат-экстернатной моделью по В.И.Моисееву, рассмотрены особенности перехода с уровня на уровень; на эти темы опубликован ряд сообщений на форумах ИС и ФШ, см. также в статье О.Н.Набильской в журнале ИС №2.
2. Представлена общая схема интегрального решения психофизической проблемы на основе единения психического (сознания) и физического (тело) уровней в кольце КР. Проведены дополнительные исследования этого феномена с акцентом на его формализации/математизации. Эти исследования выразились в 3-х сообщениях В.И.Моисеева на соответствующей ветке форума ИС.
3. Проведены исследования в рамках интегрально-квантового подхода при моделировании психики.
В частности:
• Проведено обоснование интегрально-квантового подхода при моделировании сознания (статья Шашкова И.И., Щеблёва И.А в журнале ИС, №5, 2014).
• Проведено моделирование процесса мышления в КР-психологии (статья Ельцовой О.И., Набильской О.В., Шашкова И.И в журнале ИС, №5, 2014).
• Рассмотрена возможность и установлены общие принципы интегрально-квантового моделирования некоторых самообращенных систем (статья Н.А. Подзолковой и И.И.Шашкова в журнале «Кредо нью»), обращенных по кругу на самих себя. К таким системам, в частности, можно отнести человеческое самосознание, рефлексивное мышление, социум как результат рекурсивных коммуникаций.
Социальный протокод
Выявлены некоторые базовые характеристики социального протокода (статья Н.А. Подзолковой и И.И.Шашкова «От общих принципов интегрального моделирования к проблеме социального протокода в сборнике №2 по летней школе)
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые общие принципы интегрального моделирования самообращенных систем. Приложение этих принципов к теории социальных систем открывает возможности для выявления базовых характеристик социального протокода – фундаментальной структуры, лежащей в основании любых социальных процессов.
ПОЛНОТА КАК СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ МЫСЛИТЕЛЯ
Интегральный мыслитель будущего в каждом конкретном случае будет способен правильно выбирать в картине мира «место» для краевой логической противоречивости – от этого места начинается иррадиация творческой силы, каждый раз новой.
Мыслитель будет способен свободно и правильно соединять конечное и бесконечное.
Полную картину мира трудно вербализировать – полнота непредставима, каждая вербализация, каждая попытка приноровить ее к какому-либо конкретному учению дает лишь какой-то ее отдельный аспект, но не «всю» ее. Вот, например, некоторые взгляды на полноту/краевую логическую противоречивость в Интегральном Сообществе:
• по Гегелю, через последовательный синтез тезисов и антитезисов (В.И. Моисеев) – правильно;
• через представление об L-противоречиях (В.И. Моисеев) – правильно;
• по Флоренскому, через понимание им соотношения дискурса и интуиции, конечного и бесконечного (Н.А. Подзолкова) – правильно;
• по схоластам, через понимание неразличимости в Боге сущности и существования (С.А. Борчиков и др.) – правильно;
• через представление о плеронах (В.И. Моисеев) – правильно;
• через обращение к древним эзотерическим/мистическим учениям (Томохиро Мотохару) – правильно.
Можно привести и другие подходы мыслителей, вполне адекватно отражающие различные аспекты полноты.
Однако на каждой из этих правильных аналогий, на каждом правильном пути к полноте «сама» полнота (полнота во всей своей полноте) не достигается. В своей полноте полнота двойственна: она не есть ни то, ни другое, ни третье…, хотя при этом она парадоксальным образом есть и то, и другое, и третье…
Полнота во всей своей полноте достигается в результате трансформационного скачка, осуществляющегося в сознании мыслителя; при этом она резонансно преобразует сознание, преобразует способ мышления этого мыслителя.
ИЗ ОТВЕТОВ К СООБЩЕНИЮ В.И. МОИСЕЕВА НА ФОРУМЕ ИС
ВИМ: Нужно менять тип философствования в целом, соединять научность и духовность (интегральность), строить философию как интегральную науку (транс-науку) - как мышление эпохи 3-й силы (3-мышление = синтез научности и интегральности).
ИШ: Да.
Но при очень большом сходстве подходов ВИМ и Интегралики есть, однако, и некоторое различие в подходах.
В Интегралике, по некоторым причинам в настоящее время менее обращенной к социальной, исторической, идеологической проблематике, деление на «эпохи» осуществляется по типу способа мышления, отношения к логике и не-логике.
Грубо говоря, имеем три эпохи:
1. до-логическая (до, условно говоря, Аристотеля);
2. логическая (от Аристотеля до наших дней);
3. пост (или сверх)-логическая (постепенный переход к ней осуществляется в настоящее время).
Основа перехода от 2-ой силы (2-знать) к 3-ей силе (3-знать) заключается, с точки зрения Интегралики, в легитимации краевой логической противоречивости (это и понимается как пост (или сверх)-логика).
Опора на «логику» при делении на эпохи частично обосновывается тем, что на краю в Интегралике рассматривается не логика в «чистом виде», а краевые интенции, отвечающие как логике, так и не-логике. Иными словами, при опоре на логику нами достигается не только строгость, но и универсальность подхода.
Следует отметить, что следующая эпоха не «отменяет» предыдущую, а превышает ее.
ВИМ: В матричной философии вообще ничего нельзя 3-знать, но только 2-знать.
ИШ: Да.
Выше (в ответах САБ) я упомянул принцип 2-3 – над двумя логически несводимыми одна к другой моделями стоит третья, эмерджентная, инвариантная модель. Переход к ней сверхлогичен (творческий квантовый скачок); симбиотическое соположение разных моделей ничего не дает.
Короче, без принципиального изменения самого способа мышления из матрицы не вырваться, принципиально новые результаты не достигаются.
Можно, конечно, подойти к этому делу формально, к качестве потребителя соответствующей теории ВИМ (что, в общем-то, тоже неплохо), но творческий, авторский прорыв возможен только как результат трансформационного квантового скачка.
ВИМ: Чтобы начинать 3-знать, нужно перестраивать всю философию заново.
ИШ: Да.
Интегралика: некоторые предварительные результаты
- Игорь Шашков
- Участник форума
- Posts: 66
- Joined: 16 Feb 2016, 21:13